Опыт работы родительского клуба «Школа заботливых родителей»

Пояснительная записка
       Родители - источник и пример развития межличностных взаимоотношений детей, пример для подражания. Сегодня семья в условиях непростой финансовой ситуации испытывает значительный упадок, и это, в свою очередь проявляется в усугублении проблем развития детей, ослаблении интереса к семейным ценностям. Недостаток опыта и осознанной родительской позиции молодых родителей – основная причина   отрицательного влияния на стабильность молодой семьи и полноценного становления личности ребенка.

Безусловно, что проблемы детей непросто решать не учитывая того, что ребенок находится в зависимости окружения, в которых пребывает. Забота родителей и педагогов   в будущем определяет развитие положительных детско-родительских взаимоотношений. В воспитании и развитии современного ребенка заинтересованы и семья, и детский сад. Цель детского сада" повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую поддержку, прийти к единому подходу в воспитании детей. Собственно, взаимодействие детского сада и семьи, заинтересованных в развитии личности ребенка, в котором первоочередное значимость принимает цель выстраивания подобных взаимоотношений между ДОУ и семьей, которые помогли бы достичь наибольшей пользы для психического и физического благополучия ребенка.

Родительский клуб – особенный вид взаимодействия участников, обеспечивающий обмен знаний и опыта по вопросам детского воспитания и развития, способствующая пониманию и перемене определённых жизненных представлений участников. В детском саду №21 «Сказка» г. Серпухова родительский клуб создан в 2010г.  Деятельность родительского клуба «Школа заботливых родителей» направлена на повышение социально-психологической компетентности родителей в проблеме гуманистического взаимодействия взрослых и детей.

Содействовать гармонизации детско-родительских отношений возможно только через работу над изменением родительской позиции, выбором рационального стиля воспитания, расширения осознанности мотивов воспитания родителями и улучшения родительского взаимодействия в процессе воспитания.

Работа родительского клуба строит общение участников клуба на принципах добровольности, демократичности; личной заинтересованности. С целью выявления интересов участников и получения дополнительной информации от них проводилось предварительное анкетирование.

Программа клуба состоит из восьми занятий по два часа, цель которых научить участников клуба самостоятельно моделировать собственное поведение при общении с ребенком, что возможно тогда, когда родители осознают, что единственно верного способа решения того или иного вопроса не существует.

Каждое занятие состоит из двух блоков: теоретического и практического. В работе родительского клуба применялись данные методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование и проектные методики.  Анализ которых выявил психолого-педагогическую некомпетентность участников клуба в вопросах воспитания и развития ребенка, нарушения личностной и эмоциональной сферы, и дошкольников, и их родителей, проблемы построения взаимоотношений с социумом.

В рамках Клуба проводятся семинары, деловые игры, круглые столы. Для изменения детско-родительских отношений проходят тренинги и практические занятия. Необходимо заметить, что данные мероприятия построены учитывая уровень образования и культуры родителей. Занятия заканчивается рефлексией участников клуба, которая направлена на получение обратной связи.

В целях повышения активности участников клуба широко используется наглядная информация: мультимедийные инсталляции, подготовленные по текущей тематике, и видеоролики. Также используются "Шпаргалки для родителей», советы-подсказки, для того, чтобы родителям было легче выбрать верное поведение в моделируемой ситуации, связанной с воспитанием детей; памятки и буклеты для родителей. С целью повышения активности родителей воспитанников применяются красочно оформленные пригласительные билеты.


 Первое занятие

«Я И МОЙ МАЛЫШ — ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ»

 Цель: создание необходимых для работы Клуба атмосферы взаимного доверия; формирование поддержки как основной стратегии поведения, необходимой для развития у ребенка уважение к себе и повышения его самооценки.

Теоретическая часть

Умение поддержать другого человека заключается в том, что в любой ситуации вы можете дать ему почувствовать, что вы видите в нем те положительные стороны его личности, на которые он в свою очередь может опереться в своих трудностях и неудачах.

 Родители часто забывают о том, что сами тоже были детьми и стараются вести себя так, как должны, по их мнению, вести родители должны.  Им кажется, что они должны быть последовательны в своих чувствах и поступках, должны безусловно их принимать и отложить все свои личные потребности и, конечно, не должны совершать те ошибки, которые совершали их родители.

Конечно, что-то из его поведения вам легче принять, что-то сложнее. Соответствующие зоны изображены в виде областей принятия и непринятия. (К примеру, если ребенок смотрит телевизор в выходной и не мешает вам, его поведение попадает в область принятия. В случае, если ребенок смотрит телевизор очень громко и это мешает вам, в таком случае- это область неприятия.).

Насколько велика область принятия зависит от личности самих родителей, от их уверенности в себе, толерантности, терпимости к людям, от того насколько они нравятся самим себе и др. И если эти качества личности родителей развиты слабо, в своих взаимоотношениях они "никак не принимают" окружающих и их поведение. У таких родителей свои железные понятия о том, как "должны правильно" вести себя, и как поступают "неправильно", и это касается не только их ребенка, но и остальных людей В тоже время, если родитель энергичен, здоров, бодр, он с большей вероятностью примет поведение ребенка. Если он болен, устал - меньше. Или - по отношению к одному и тому же поведению ребенка в гостях или дома.

Задание

Закройте на минуту глаза и вообразите, что вы встречаетесь со своим лучшим другом (или подругой). Как вы проявите свои чувства, как вы покажете, что рады, что он вам близок и очень дорог?

А теперь представьте, что это ваш малыш: вот он видит, как вы пришли за ним в детский сад и вы показываете, как рады его видеть.

Представили? В чем отличие? Как часто мы показываем нашим детям свои чувства?

Мы несомненно поможем нашему общению с ребенком, если наше отношение к нему будет содержать:

— принятие;

— внимание;

— уважение (признание);

— одобрение;

— теплые эмоции.

 Моделируя собственное отношение к ребенку соответственно указанными принципами, мы постепенно научим их строить добрые отношения со сверстниками и другими людьми. Признание очень важно для человека. Покажите своему малышу, как вы его уважаете. Могут помочь только высказанная вслух похвала, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите. Применяйте принцип «здесь и сейчас»: хвалить нужно настоящее время и описывать события настоящего момента.

В особенности важно отметить роль теплой психологической атмосферы в вашем доме, дружелюбный тон общения.  Зона радости, тепла и участия — это и есть «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.

 Практическая часть

1. Знакомство.

     Ведущий предлагает участников Клуба представиться, рассказать несколько слов о себе и о своих ожиданиях от занятий, внести свои предложения по их организации.

 2. Принятие правил работы в команде.

быть искренним: "говори правду или молчи"

конфиденциальность в группе, не выносить за пределы группы любую информацию личного характера

некритичное отношение к другим участникам группы,

взаимоподдержка,

возможность высказаться каждому.

3.Упражнение «Хорошая мама, хороший папа» .

4.Инсценирование сложных ситуаций, в которых необходимо применение родителями навыков поддержки:

— обижает младшую сестру или брата;

— боится заходить в кабинет зубного врача;

— не хочет заходить в темную комнату;

— не хочет отвечать на вопросы взрослых;

— не хочет идти в сад или школу и др.

5. «Пословицы».

Родителям группы необходимо разделится на две группы, каждая из которых получает по две пословицы, объясняя ее смысл:

Без корня и трава не растет.

У меня сын мой, да ум у него свой.

Не мы на детей походим, а они на нас.

Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь

Матушкин сынок, да батюшкин горботок.

Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой

Похвальное слово гнило бывает.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Кто не осушит слезы ребенка, будет плакать сам.

Не выучил плетью - дубиной не выучишь.

 6.Упражнение «Текущий момент».

Родители представляют семейную ситуацию в настоящий период, а потом то, какой они желали бы ее видеть.

После разыгрывания сложных ситуаций участники группы обсуждают, какой именно тип поддержки был оказан в данном случае.

Итак, поддержка - это и способность моментально реагировать на трудности малыша, и умение создавать поддерживающую, теплую атмосферу в семье.

7. Чаепитие. Просмотр социальных видеороликов и мультимедийных инсталляций. 

В заключение необходимо получить обратную связь от участников группы, предоставить возможность выразить свои чувства. В конце встречи родителям раздают буклеты о поддержании у ребенка нормальной самооценки.

  Заключение

Согласно отзывам родителей, участие в деятельности клуба помогло им раскрыть в себе нечто новое; попробовать конструктивные методы взаимодействия с ребенком и возможность их использования в обычной жизни; испытать те чувства, которые испытывает ребенок в различных ситуациях; пересмотреть свою семейную ситуацию, взглянуть на нее другими глазами.

В процессе работы члены клуба проходили различные периоды своего развития, а именно:

период напряженности, тревожности, недоверия у членов группы;

период нарастающего негативного отношением к ведущему и к самому занятию;

период формирования групповой сплоченности, вырос интерес к занятиям.

период зрелой, конструктивно работающей группы.

Первые занятия посещало только лишь несколько человек. И уже через пару месяцев у клуба появились постоянные участники. Так, незаметно для себя, в теплой атмосфере клуба, родители преодолели барьер недоверия к детскому саду, и стали активней обмениваться мнениями, делиться собственным опытом, принимать активное участие в жизни детского сада. Особенно занятые родители, при желании могли ознакомиться со статьями клуба на страничке сайта детского сада, там же просмотреть подобранные по темам мультимедийные презентации и видеоролики. Таким образом, результаты психолого-педагогической диагностики участников клуба на конец учебного года указывают на следующие перемены:

повышается психолого-педагогическая культура родителей;

увеличивается воспитательный потенциал семьи;

родители более активно вовлечены в процесс семейного воспитания;

формируются партнерские взаимоотношения между сторонами образовательного процесса: ребенком, родителями и педагогами.

Конечно, общение за чашкой чая, легкий музыкальный фон, обстановка игры – всегда содействует эмоциональному раскрепощению и непринужденному общению, даёт возможность свободно высказывать свое мнение, делиться собственными успехами и сложностями семейного воспитания, содействует сближению воспитателей, родителей и детей. Совместная работа сближает родителей и детей, учит пониманию и доверию, делая их настоящими партнерами.