Опыт работы родительского клуба «Школа заботливых родителей»
Пояснительная записка
Родители - источник и пример
развития межличностных взаимоотношений детей, пример для подражания. Сегодня
семья в условиях непростой финансовой ситуации испытывает значительный упадок,
и это, в свою очередь проявляется в усугублении проблем развития детей,
ослаблении интереса к семейным ценностям. Недостаток опыта и осознанной
родительской позиции молодых родителей – основная причина отрицательного влияния на стабильность
молодой семьи и полноценного становления личности ребенка.
Безусловно, что проблемы детей непросто решать не учитывая того, что ребенок находится в зависимости окружения, в которых пребывает. Забота родителей и педагогов в будущем определяет развитие положительных детско-родительских взаимоотношений. В воспитании и развитии современного ребенка заинтересованы и семья, и детский сад. Цель детского сада" повернуться” лицом к семье, оказать ей педагогическую поддержку, прийти к единому подходу в воспитании детей. Собственно, взаимодействие детского сада и семьи, заинтересованных в развитии личности ребенка, в котором первоочередное значимость принимает цель выстраивания подобных взаимоотношений между ДОУ и семьей, которые помогли бы достичь наибольшей пользы для психического и физического благополучия ребенка.
Родительский клуб – особенный вид взаимодействия участников, обеспечивающий обмен знаний и опыта по вопросам детского воспитания и развития, способствующая пониманию и перемене определённых жизненных представлений участников. В детском саду №21 «Сказка» г. Серпухова родительский клуб создан в 2010г. Деятельность родительского клуба «Школа заботливых родителей» направлена на повышение социально-психологической компетентности родителей в проблеме гуманистического взаимодействия взрослых и детей.
Содействовать гармонизации детско-родительских отношений возможно только через работу над изменением родительской позиции, выбором рационального стиля воспитания, расширения осознанности мотивов воспитания родителями и улучшения родительского взаимодействия в процессе воспитания.
Работа родительского клуба строит общение участников клуба на принципах добровольности, демократичности; личной заинтересованности. С целью выявления интересов участников и получения дополнительной информации от них проводилось предварительное анкетирование.
Программа клуба состоит из восьми занятий по два часа, цель которых научить участников клуба самостоятельно моделировать собственное поведение при общении с ребенком, что возможно тогда, когда родители осознают, что единственно верного способа решения того или иного вопроса не существует.
Каждое занятие состоит из двух блоков: теоретического и практического. В работе родительского клуба применялись данные методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование и проектные методики. Анализ которых выявил психолого-педагогическую некомпетентность участников клуба в вопросах воспитания и развития ребенка, нарушения личностной и эмоциональной сферы, и дошкольников, и их родителей, проблемы построения взаимоотношений с социумом.
В рамках Клуба проводятся семинары, деловые игры, круглые столы. Для изменения детско-родительских отношений проходят тренинги и практические занятия. Необходимо заметить, что данные мероприятия построены учитывая уровень образования и культуры родителей. Занятия заканчивается рефлексией участников клуба, которая направлена на получение обратной связи.
В целях
повышения активности участников клуба широко используется наглядная информация:
мультимедийные инсталляции, подготовленные по текущей тематике, и видеоролики.
Также используются "Шпаргалки для родителей», советы-подсказки, для того,
чтобы родителям было легче выбрать верное поведение в моделируемой ситуации,
связанной с воспитанием детей; памятки и буклеты для родителей. С целью
повышения активности родителей воспитанников применяются красочно оформленные
пригласительные билеты.
Первое занятие
«Я И МОЙ МАЛЫШ — ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ»
Цель: создание необходимых для работы Клуба атмосферы взаимного доверия; формирование поддержки как основной стратегии поведения, необходимой для развития у ребенка уважение к себе и повышения его самооценки.
Теоретическая часть
Умение поддержать другого человека заключается в том, что в любой ситуации вы можете дать ему почувствовать, что вы видите в нем те положительные стороны его личности, на которые он в свою очередь может опереться в своих трудностях и неудачах.
Родители часто забывают о том, что сами тоже были детьми и стараются вести себя так, как должны, по их мнению, вести родители должны. Им кажется, что они должны быть последовательны в своих чувствах и поступках, должны безусловно их принимать и отложить все свои личные потребности и, конечно, не должны совершать те ошибки, которые совершали их родители.
Конечно, что-то из его поведения вам легче принять, что-то сложнее. Соответствующие зоны изображены в виде областей принятия и непринятия. (К примеру, если ребенок смотрит телевизор в выходной и не мешает вам, его поведение попадает в область принятия. В случае, если ребенок смотрит телевизор очень громко и это мешает вам, в таком случае- это область неприятия.).
Насколько велика область принятия зависит от личности самих родителей, от их уверенности в себе, толерантности, терпимости к людям, от того насколько они нравятся самим себе и др. И если эти качества личности родителей развиты слабо, в своих взаимоотношениях они "никак не принимают" окружающих и их поведение. У таких родителей свои железные понятия о том, как "должны правильно" вести себя, и как поступают "неправильно", и это касается не только их ребенка, но и остальных людей В тоже время, если родитель энергичен, здоров, бодр, он с большей вероятностью примет поведение ребенка. Если он болен, устал - меньше. Или - по отношению к одному и тому же поведению ребенка в гостях или дома.
Задание
Закройте на минуту глаза и вообразите, что вы встречаетесь со своим лучшим другом (или подругой). Как вы проявите свои чувства, как вы покажете, что рады, что он вам близок и очень дорог?
А теперь представьте, что это ваш малыш: вот он видит, как вы пришли за ним в детский сад и вы показываете, как рады его видеть.
Представили? В чем отличие? Как часто мы показываем нашим детям свои чувства?
Мы несомненно поможем нашему общению с ребенком, если наше отношение к нему будет содержать:
— принятие;
— внимание;
— уважение (признание);
— одобрение;
— теплые эмоции.
Моделируя собственное отношение к ребенку соответственно указанными принципами, мы постепенно научим их строить добрые отношения со сверстниками и другими людьми. Признание очень важно для человека. Покажите своему малышу, как вы его уважаете. Могут помочь только высказанная вслух похвала, а не то, что вы имеете в виду, но не говорите. Применяйте принцип «здесь и сейчас»: хвалить нужно настоящее время и описывать события настоящего момента.
В особенности важно отметить роль теплой психологической атмосферы в вашем доме, дружелюбный тон общения. Зона радости, тепла и участия — это и есть «золотой фонд» вашей жизни с ребенком.
Практическая часть
1. Знакомство.
Ведущий предлагает участников Клуба представиться, рассказать несколько слов о себе и о своих ожиданиях от занятий, внести свои предложения по их организации.
2. Принятие правил работы в команде.
• быть искренним: "говори правду или молчи"
• конфиденциальность в группе, не выносить за пределы группы любую информацию личного характера
• некритичное отношение к другим участникам группы,
• взаимоподдержка,
• возможность высказаться каждому.
3.Упражнение «Хорошая мама, хороший папа» .
4.Инсценирование сложных ситуаций, в которых необходимо применение родителями навыков поддержки:
— обижает младшую сестру или брата;
— боится заходить в кабинет зубного врача;
— не хочет заходить в темную комнату;
— не хочет отвечать на вопросы взрослых;
— не хочет идти в сад или школу и др.
5. «Пословицы».
Родителям группы необходимо разделится на две группы, каждая из которых получает по две пословицы, объясняя ее смысл:
Без корня и трава не растет.
У меня сын мой, да ум у него свой.
Не мы на детей походим, а они на нас.
Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь
Матушкин сынок, да батюшкин горботок.
Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой
Похвальное слово гнило бывает.
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Кто не осушит слезы ребенка, будет плакать сам.
Не выучил плетью - дубиной не выучишь.
6.Упражнение «Текущий момент».
Родители представляют семейную ситуацию в настоящий период, а потом то, какой они желали бы ее видеть.
После разыгрывания сложных ситуаций участники группы обсуждают, какой именно тип поддержки был оказан в данном случае.
Итак, поддержка - это и способность моментально реагировать на трудности малыша, и умение создавать поддерживающую, теплую атмосферу в семье.
7. Чаепитие. Просмотр социальных видеороликов и мультимедийных инсталляций.
В заключение необходимо получить обратную связь от участников группы, предоставить возможность выразить свои чувства. В конце встречи родителям раздают буклеты о поддержании у ребенка нормальной самооценки.
Заключение
Согласно отзывам родителей, участие в деятельности клуба помогло им раскрыть в себе нечто новое; попробовать конструктивные методы взаимодействия с ребенком и возможность их использования в обычной жизни; испытать те чувства, которые испытывает ребенок в различных ситуациях; пересмотреть свою семейную ситуацию, взглянуть на нее другими глазами.
В процессе работы члены клуба проходили различные периоды своего развития, а именно:
• период напряженности, тревожности, недоверия у членов группы;
• период нарастающего негативного отношением к ведущему и к самому занятию;
• период формирования групповой сплоченности, вырос интерес к занятиям.
• период зрелой, конструктивно работающей группы.
Первые занятия посещало только лишь несколько человек. И уже через пару месяцев у клуба появились постоянные участники. Так, незаметно для себя, в теплой атмосфере клуба, родители преодолели барьер недоверия к детскому саду, и стали активней обмениваться мнениями, делиться собственным опытом, принимать активное участие в жизни детского сада. Особенно занятые родители, при желании могли ознакомиться со статьями клуба на страничке сайта детского сада, там же просмотреть подобранные по темам мультимедийные презентации и видеоролики. Таким образом, результаты психолого-педагогической диагностики участников клуба на конец учебного года указывают на следующие перемены:
• повышается психолого-педагогическая культура родителей;
• увеличивается воспитательный потенциал семьи;
• родители более активно вовлечены в процесс семейного воспитания;
• формируются партнерские взаимоотношения между сторонами образовательного процесса: ребенком, родителями и педагогами.
Конечно, общение за чашкой чая, легкий музыкальный фон, обстановка игры – всегда содействует эмоциональному раскрепощению и непринужденному общению, даёт возможность свободно высказывать свое мнение, делиться собственными успехами и сложностями семейного воспитания, содействует сближению воспитателей, родителей и детей. Совместная работа сближает родителей и детей, учит пониманию и доверию, делая их настоящими партнерами.