Должна, должна, кругом должна Кому-то жизнь, кому глоток вина Кому-то задолжала просто слово Должна понять кого-то Я другого Должна кого-то поддержать Должна простить, должна принять.. Так и живу всю жизнь в долгу - Никак отдать все не могу (Неизвестный автор). Цель: профилактика эмоционального выгорания педагогов. Задачи:
Оборудование: стулья и столы по количеству участников, карточки для диагностического упражнения "Дерево качеств" (листья, корни), мультимедийная презентация "Личностные особенности педагога" (в приложении) и техника для демонстрации данной презентации, конверты по количеству участников, фломастеры. ХОД ЗАНЯТИЯ
"Выгорание" - это ответная реакция на продолжительные стрессы в сфере межличностного общения. Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как вследствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают "педагогический кризис", "истощение", "выгорание". Существует также личная предрасположенность к "выгоранию". То есть существует набор качеств профессионала, который рано или поздно может привести к развитию данного синдрома. 2. Диагностика эмоционального выгорания. Упражнение "Дерево качеств". Психолог: Все мы знаем, что рабочий день учителя насыщен ситуациями, которые несут в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Однако, следует заметить, что условия деятельности приобретают очертания напряженной ситуации только в том случае, если они воспринимаются, понимаются и оцениваются учителем как трудные, сложные, опасные. А то, как воспринимается ситуация во многом зависит от наших личностных особенностей. Среди личностных особенностей педагога, «попавшегося на крючок» профессионального выгорания, выделяют следующие. Для знакомства с ними обратимся к презентации. (в презентации перечисляются качества личности педагога, первые 7 слайдов - качества личности "выгорающего" педагога представленных в Приложении №1). Психолог: В свою очередь, вы из набора качеств в виде листочков (Приложение №2) будете выбирать те качества, которые появляться на экране и выкладывать перед собой. Участники работают индивидуально. Психолог: Конечно, что учитель, обладающий этим «набором» качеств, не только сам испытывает отрицательные эмоции, но и оказывает пагубное влияние на тех, кто рядом. Но мы знаем, что на каждое действие всегда есть противодействие. Поэтому предлагаю к каждому рассмотренному качеству подобрать такое, которое является его противоположностью. Эти качества вы можете взять из второго набора в форме корней (Приложение №3). Таким образом, вы к каждому «листочку» подберете «корень». Таким образом, пара «лист» — «корень» представляет собой пару антонимов. Проходит обсуждение, педагоги обосновывают свой выбор. По завершении этой работы психолог предлагает сверить свой вариант с «ключом» (продолжение презентации в Приложении №4). Психолог: А теперь вам предлагается из каждой пары антонимов выбрать одно из двух (либо «лист», либо «корень») в зависимости от того, что на данный момент доминирует в вас. Каждый педагог оформляет свое «дерево», добавляя «листья» и «корни». Получилось дерево. Давайте оценим устойчивость нашего дерева. Бурю, какой силы по шкале от 0 до 10 баллов сможет оно выдержать? Поставьте балл (подсчитывается по количеству качеств в корне). - Представляется ли Вам необходимым и возможным усилить дерево. Посмотрите на ваше дерево. Обратите внимание на ваши качества – помощники, которые вас поддерживают. А теперь, подумайте о том, чего вам может быть не хватает, но вы хотели бы, чтобы это качество у вас было, вы знаете, что оно вам будет полезно для укрепления вашего дерева качеств. Для этого мы выполним упражнение. 3. Серия упражнений по регуляции самочувствия "Банк способов саморегуляции".
– дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.). б. Способ 2. В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног. Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их развивать, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.
Упражнение:
В дальнейшем ощущение тепла распространяется на обе руки, ноги, все тело. Отдохните в расслабленном состоянии 1-2 минуты.
Представьте себе какую-то конфликтную ситуацию. Проследите, какие ощущения возникают в вашем теле. Часто в таких ситуациях возникает дискомфортное состояние за грудиной (давление, сжатие, жжение, пульсация).
4. Упражнение "Игры со стыдом". Цель : Развитие умения понимать и анализировать собственные эмоции; выявлять иррациональные установки, лежащие в основе некоторых негативных эмоций; понимать и принимать эмоции других людей. Все участники сидят в кругу. Ведущий ставит в центр стул и говорит: «Нам необходимо выбрать одного человека, который сядет на этот стул ,и должен будет отвечать на вопросы. Вопросы будут трудными: и личностного, и интеллектуального характера. Каждый член группы тоже может задавать вопросы сидящему в центре. Отвечающий будет выбран случайным образом: каждый получит конверт. Все конверты будут пустыми, за исключением одного, в который будет вложен листок белой бумаги ( ведущий показывает листок, который на глазах у всех вкладывает в конверт , и перемешивает все конверты) Тот, в чьем конверте окажется лист, и будет сидеть на этом стуле в центре. Но для того ,чтобы он вышел, нужно ,чтобы остальные его вычислили. Участвовать в «вычислении» может каждый, и тот, у кого действительно оказался лист. Участники вытягивают один из предложенных конвертов, в КАЖДЫЙ из которых заранее вложен лист. Таким образом, каждый думает, что именно он – « выбранный» Ведущий: «Постарайтесь не подавать виду, что лист именно у вас. Сейчас каждый назовет потенциального водящего и обязательно обоснует свой выбор» После того, как каждый участник выскажет свое предположение, ведущий просит ПОДНЯТЬ РУКУ ТОГО,У КОГО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЕЖИТ ЛИСТОК. Вопросы :
Это упражение, как правило,глубоко затрагивает многих участников, поэтому желательно дать возможность высказаться каждому. Часто в процессе обсуждения возникает необходимость обсуждения таких эмоций, как стыд, вина. В некоторых случаях обсуждение затрагивает тему упраления эмоциями. 5. Упражнение "Гардероб". Не правильно организованная работа оказывает влияние на развитие эмоционального выгорания. О том, что у человека появились проблемы управления временем, могут свидетельствовать симптомы, на появление которых необходимо отреагировать: переутомление, суета, "авральный" стиль работы, необходимость брать работу домой и др. Как же мы распределяем свое рабочее время - мы можем проследить выполнив данное упражнение. Цель. Создание каждым участником собственной схемы управления временем. Содержание. Этап 1. Группа делится на пары. Тренер просит всех представить себе шкаф для одежды (гардероб). Затем каждая пара в течение 10 минут рисует идеальный шкаф на листе А4, в котором располагает необходимые вещи (каждая пара решает сама, какие вещи лучше всего разместить) на полках и вешалках, подписывая их. Этап 2. После завершения рисования тренер просит участников «сложить» в шкаф еще несколько необходимых вещей, которые забыли положить. Каждую вновь поступившую вещь необходимо подписать цветным фломастером: • носовые платки; • шкатулка с документами; • палатка; • новогодняя елка; • коробка конфет; • вечернее платье (сюрприз для мужа/жены); • книги по психологии; • подарок для ребенка на Новый год. Этап 3. Каждая пара показывает группе свой рисунок, рассказывает о первоначальном плане размещения вещей, сообщает о степени удовлетворенности действительным положением дел (на сколько процентов порядок в шкафу удовлетворяет каждого партнера), оценивает, насколько легко будет ориентироваться в шкафу при поиске необходимой вещи. Как правило, каждый участник достаточно объективно оценивает ситуацию и объективно видит «слабые места» в организации пространства шкафа. Этап 4. Психолог спрашивает участников, как же должен выглядеть идеально убранный шкаф, а затем просит каждую пару составить рекомендации себе по распределению вещей в шкафу. После того как рекомендации составлены и зачитаны в кругу (складывать вещи по группам, разделить площадь шкафа между двумя «хозяевами», сортировать по определенному правилу, не засовывать вещи впопыхах, между уже лежащими предметами, размещать в шкафу предметов не больше, чем он может вместить и др.). В заключение упражнения психолог проводит аналогию между ошибками при распределении вещей в шкафу и при распределении времени. Если позволяет время, желательно после проведения аналогии обобщить полученный участниками опыт, составленные ими рекомендации и выделить ошибки в управлении временем, которые мешают быть успешными. 6. Рефлексия занятия. Психолог: - Как прошло занятие, что было самым трудным (неприятным), что больше всего понравилось (запомнилось)? Ваши пожелания себе самому, ведущему. Начните, пожалуйста, словами «Мне сегодня...» Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе. 7. Подведение итогов. Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее: -организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки; -оптимизация режима работы и отдыха; -обучение приемам релаксации и саморегуляции психического состояния; -привитие навыков конструктивных моделей преодолевающего поведения. - помнить, что работа - всего лишь часть жизни!
Список использованных источников:
| |
| |
Просмотров: 197 | |
Всего комментариев: 0 | |