Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников

    Мульттерапия как метод развития внимания старших дошкольников.

Успешность обучения в школе во многом зависит от развития произвольного внимания дошкольника. Следование инструкциям, умение контролировать результат и высокая работоспособность ученика – непременное условие эффективного обучения.

Актуальность данной темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связанны с низким уровнем развития внимания. Педагоги и родители часто жалуются на отсутствие усидчивости и недостаток внимания у детей.

Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной обьект. Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем. То есть, внимание является свойством разных психических процессов. Применение ИКТ в развивающем обучении дополнительно повышает творческую активность и познавательную мотивацию, и, конечно, в первую очередь активизирует внимание дошкольников.

Одной из новаторских форм работы детского психолога является мульттерапия. Мульттерапия - это процесс образования связи между героями мультфильма и поведением в реальной жизни. Она очень доступна, полезна и терапевтична. Привлекательные яркие картинки, запоминающиеся персонажи, веселая музыка, быстроразвивающийся незатейливый сюжет помогает детям быстро погрузиться в мультипликационную атмосферу и идентифицировать себя с кем-то из героев, получить новый опыт поведения или общения. Однако, в специальной литературе нет достаточных сведений относительно развития внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Это замечательно представлено и доказано в трудах таких психологов как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж.-Ж. Пиаже и др.Мультипликация, как ни один вид искусства, не была так близка к игре. Интерес детей к мультфильмам безграничен. Это можно объяснить образностью, предметностью, метафоричностью, символичностью данного вида искусства, где имеет место быть связь образа, слова и символа, ролевая яркость, увлеченность.

Детство характеризуется периодом, когда активно развивается личность человека. Ребенок быстро растет, при этом необходимо, чтобы его развитие было всесторонним и реализующим интеллектуальную и эмоциональную, духовную и физическую, ассоциативную и художественную формы становления личности. Искусство анимации выступает как совокупность разнообразных видов деятельности, формирующих всестороннюю и гармонично развитую личность.

Мультипликация хороша тем, что мультипликационные герои, даже отрицательные, сохраняют детские черты и потому не могут вызывать полного негатива. Даже наоборот - этим героям сочувствуют, и тем самым, снимается агрессия к тому, что происходит на экране. Наконец, большинство мультфильмов заканчиваются, как правило, позитивно. Они создают положительный эмоциональный настрой у каждого ребенка. На занятиях с использованием мульттерапии ребята учатся дружить, помогать и выручать друг друга, находить общий язык со сверстниками. Через мультфильмы ребёнок усваивает модели поведения, способы действий, учится тому, как можно добиться своего. Многие мультфильмы непросто показывают «положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе качеств настоящего человека. Они учат осмысливать происходящее, заставляют переживать за героев, помогать, уважать родителей, дружить друг с другом, делать добро.

Задача педагога – суметь обратить идеи ребенка в русло создания позитивного продукта. Здесь нет ничего неверного, превалирует принцип безоценочного принятия всего того, что идет от ребенка. Главная изюминка мульттерапии – это оживление персонажей мультфильма. Олицетворение свойственно детскому разуму, но всегда видится ребенком как волшебство и порождает искреннее восхищение у детей, и взрослых, делающих первые штрихи в анимации.

В своем исследовании с целью изучения возможностей мульттерапии как метода развития внимания старших дошкольников, мы провели констатирующий эксперимент, обработали и проанализировали полученные данные.

Для проведения нашего исследования были применены следующие методики:

− методика «Запомни и расставь точки» (определение объема внимания);

− методика «Корректурная проба (Тест Бурдона)» (определение уровня концентрации внимания);

−методика Н.И. Гуткиной «Домик» (диагностика уровня развития произвольного внимания).

Далее нами была разработана и реализована программа подготовки детей к школе с элементами мульттерапии «Лесная школа» .

Каких результатов мы ждем от реализации от реализации программы:

1.Развитие внимания с помощью мульттерапии.

2.Повышение инициативности дошкольников.

3.Гармоничное развитие, согласно возрастным нормам развития.

4.Развитие познавательных процессов: мышления, памяти, восприятия ит.д.

5.Развитие связной речи.

6.Развитие умения понимать и адекватно проявлять свои эмоции.

В основе данной программы развития внимания старших дошкольников с помощью мульттерапии был положен учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, основные их потребности и возможности.

  • Структура занятия по мульттерапии:
  • Озвучивание темы мультфильма.
  • Беседа по выбранной теме, ответы на вопросы взрослого.
  • Чтение сказки или игра по выбранной теме.
  • Изготовление декорация, а также персонажей мультфильма.
  • Раскадровка мультфильма (отображение в картинках).
  • Фотосъемка мультфильма.
  • Монтаж мультфильма.
  • Озвучивание мультфильма.
  • Подборка музыкального сопровождения.
  • Просмотр мультфильма и подведение итогов.

Характеристика программы:

Реализуемая нами программа состояла из 8 мультфильмов.

Продолжительность мультфильма - 12 минут.

Периодичность - 2 раза в неделю во второй половине дня.

Используемые техники анимации:

  • Рисуночная анимации (краски, карандаши, фломастеры).
  • Вылепленная анимация (пластилин, глина, масса для лепки).
  • Песочная анимация (рисование цветным песком).

Предварительно перед реализацией программы по развитию внимания мы сначала детей познакомили с тем, что такое анимация, как создаются мультфильмы, просмотрели несколько готовых мультфильмов, которые создавали такие же дети, рассмотрели анимацию с применением различных техник.

Далее началась уже непосредственно сама развивающая работа. Тематика деятельности носила социально - значимый характер, в соответствии с возрастными нормами.

Тематика мультфильмов:

  • «Снилось мне однажды…»;
  • «Мойдодыр»;
  • «Сказочка для мамочки»;
  • «Четыре желания»;
  • «Путешествие во времени»;
  • «В гостях у насекомых»;
  • «Путешествие во времени»;
  • «Домашние животные».

После реализации программы развития внимания старших дошкольников мы провели контрольный этап исследования.

Методика «Запомни и расставь точки» в экспериментальной группе до начала реализации программы по развитию внимания показала, что процент детей с низким уровнем объема внимания составила 33,3%, и 66,6% детей имеет средний уровень объема внимания. Однако, после проведения развивающих занятий детей с низким уровнем объема внимания не осталось вообще, и все 100% детей имеют средний уровень его объема.

Диагностика «Корректурная проба (Тест Бурдона)» показала, что до начала реализации программы по развитию внимания в экспериментальной группе 33,3 % детей с низким уровнем развития концентрации внимания и 66,6% их составляют средний уровень его развития. После формирующих мероприятий на этапе контрольного исследования произошло снижение процента детей с низким уровнем концентрации внимания и составило 16,6%, процент детей со средним уровнем концентрации внимания остался неизменным – 50% детей, и выделилось 16,6% детей, имеющих высокий уровень развития концентрации внимания.

По методике Н.И. Гуткиной «Домик» до реализации программы в экспериментальной группе на этапе констатирующего исследования 33,3% детей имеет низкий уровень развития произвольного внимания, 66,6% их составляет со средним уровнем развития произвольного внимания. После проведения развивающих мероприятий на этапе контрольного исследования, детей с низким уровнем развития произвольного внимания не осталось, зато процент детей со средним уровнем развития произвольного внимания стал составлять 100%.

Таким образом, мульттерапия является мощным средством развития творческой активности и внимания старших дошкольников, решает проблему мотивации детей. Мультфильмы с ранних лет становятся для ребенка дверью в мир культуры, ценностей и смыслов, художественных образов, символов. Участие в создании мультфильма, включение результатов его деятельности в общий контекст повышает самооценку ребенка, его значимость, вызывает ощущение сопричастности к чему-то важному и интересному. При ее воздействии наблюдаются как эффект социального научения, так и развитие личности в целом.

Библиографический список:

1. Асенин С.В. Волшебники экрана: Эстетические проблемы современной мультипликации. – М.: Искусство, 1992. – 148 с.

2. Бабиченко Д.Н. Искусство мультипликации. – М.: Искусство, 2003. – 114 с.

3. Марьянович А.Т. Методика исследования динамики внимания // Вопросы психологии. – 1983. – №2. – С. 21-24.

4. Медеведева Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 362 с.

5. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

6. Проект «Мульттерапия» национального детского фонда. – М., 2008 – 2015. URL: http://multtherapy.ru/ (Дата обращения: 10.10.2015).

7. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 168 с.

8.Угарова Г.М. Возрастная динамика свойств внимания дошкольников и младших школьников.: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1994. – С. 21.

9.Эльконин Д.Б., Венгер А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. – М., 1998. – 221 с.

Категория: Мои статьи | Добавил: skazka-serpuhov (15.11.2017)
Просмотров: 305 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: